Билет №
4
1.
Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать, если
это уже случилось?
2.
Основные требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.
3.
Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности
человека в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки.
1. Какие признаки различной степени утомления вы знаете и
что надо делать, если это уже случилось?
Утомление – это физиологическое состояние организма,
возникающее под влиянием физической работы и характеризующееся временным
снижением работоспособности. При неправильной (чрезмерной нагрузке) развивается
переутомление, которое считается патологическим состоянием организма. Важно, во
время занятий физическими упражнениями следить за степенью утомления.
Степень утомления
определяют по внешним и внутренним
признакам.
К внешним признакам относят: изменение цвета
кожи, выделение пота, ритм дыхания и координацию движений.
К внутренним признакам утомления относят отклонения в
функциональном состоянии организма: головокружение, подташнивание, появление
острых болевых ощущений в мышцах. Переносимость физической нагрузки контролируют
по ЧСС. Пульс измеряют в начале занятия (в покое), после выполнения нагрузки и
оценивают время восстановления пульса. Пульс восстанавливается через 5мин после
нагрузки. Физическую нагрузку определяют по частоте сердечных сокращений во
время занятий:
100-130 уд./мин -
небольшая нагрузка;
130-150 уд./мин -
средняя нагрузка;
150-170 уд./мин -
высокая нагрузка;
170-200 уд./мин -
предельная нагрузка.
Внешние признаки утомления
Признаки
|
Степени утомления
|
легкая
|
оптимальная
|
переутомление
|
изменение
цвета кожи
|
Небольшое
покраснение
|
Значительное
покраснение
|
Резкое
побледнение, появление синюшности губ (цианоз)
|
выделение
пота
|
Небольшое,
чаще на лице
|
Значительное,
(особенно на голове и туловище)
|
Обильное,
появление солевых пятен
|
ритм
дыхания
|
Учащенное,
ровное
|
Значительно
учащенное, через рот
|
Резко
учащенное, поднимание плеч
|
координации
движений
|
Не
нарушена
|
Не
нарушена
|
Покачивание,
дрожание конечностей, невозможность передвигаться
|
При появлении признаков переутомления
необходимо прекратить занятие, восстановить функции организма под контролем
учителя, инструктора, тренера, врача.
2. Основные требования безопасности во время занятий по
легкой атлетике.
К занятиям лёгкой
атлетикой допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие медицинский осмотр,
прошедшие инструктаж по технике безопасности, имеющие спортивную форму.
При проведении
занятий по л/а возможны следующие опасные
факторы:
·
травмы
при падении на скользком или твердом покрытии;
·
травмы
при нахождении в зоне броска во время метания;
·
выполнение
упражнений без разминки.
Занятия по лёгкой атлетике в целях безопасности следует
проводить с соблюдением следующих требований:
-
проводить бег на стадионе только в направлении против часовой стрелки;
-
при групповом старте на короткие дистанции
бежать только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не
менее чем на 15м за финишную отметку;
-
во избежание столкновений исключить резкие
остановки во время бега;
-
в качестве финишной ленточки использовать
только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки;
-
не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не
приземляться при прыжках на руки;
-
перед выполнением метания посмотреть, нет ли
людей в секторе для метания;
-
не производить метание без разрешения
учителя;
-
не оставлять без присмотра снаряды для
метания;
-
не стоять справа от метающего (при метании
левой рукой - слева);
- не находиться в зоне броска;
-
не подбирать снаряды для метания без
разрешения учителя;
-
не подавать друг другу снаряд для метания броском;
-
запрещается проводить одновременно занятия
несовместимыми видами спорта (например, бег и футбол, метание и футбол).
3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на
динамику общей работоспособности человека в течение дня. Выполните комплекс
упражнений физкультминутки.
Физкультурные минутки – это кратковременные сеансы
физических упражнений, используемые в качестве активного отдыха для поддержания
работоспособности человека. Их цель – снятие утомления, повышения
продуктивности умственной работы, активизация двигательных функций при
однообразных статических положениях, предупреждения нарушения осанки.
На
общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних заданий у учащихся
проявляются три вида утомления:
·
утомление
зрения;
·
утомление
мышц и связок лучезапястного сустава при письме;
·
общее
утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе.
Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает
обмен веществ в организме, улучшает осанку,
повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо
руководствоваться следующими моментами:
упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми
по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: нарушается
внимание, снижается активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и
стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по
4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, полунаклоны и
наклоны, прогибания туловища, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
Один из комплексов упражнений физкультминутки
I. и.п. - о.с. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую на пояс; 3 - правую руку к плечу; 4 - левую к
плечу; 5-8 - то же в обратном порядке.
II. и.п. - руки за головой. 1 - наклон туловища
вправо, руки вверх; 2 - и.п.; 3-4 - то же
влево.
III. и.п. - руки к плечам. 1 - руки вперёд; 2 - наклон вперёд, руки махом назад; 3 - выпрямиться,
руки вверх; 4 - и. п.
IV. и.п. -
руки на пояс. 1 - поворот туловища направо, правую руку за
голову, левую к плечу; 2 - и.п.; 3-4 - то же налево со сменой положения руки
|