Билет № 3
1.
Что понимается под физической культурой и почему она используется для
укрепления здоровья человека?
2.
Основные требования безопасности во время занятий по гимнастике.
3.
Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими
упражнениями. Наложите повязку на плечо.
1.
Что понимается под физической культурой и почему она используется для
укрепления здоровья человека?
Физическая
культура — часть общей
культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность
духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях
физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его
двигательной активности.
К материальным ценностям физической
культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения,
занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к
численности населения — важный показатель развития физической культуры.
К духовным ценностям физической
культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных
заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта,
произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись,
скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.
Физическая культура включает в себя
составляющие:
Физическое
воспитание – научно
обоснованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие
гармонично (физически и духовно) развитой личности, готовой к труду и защите
Родины. Физическое воспитание осуществляется по трём направлениям: общее
физическое воспитание, физическое воспитание с прикладной (профессиональной)
направленностью и физическое воспитание со спортивной направленностью.
Физическая
реабилитация – процесс
восстановления утраченных функций, возвращения к полноценной жизни средствами
ЛФК (лечебная физическая культура).
Физическая
рекреация – процесс
использования физических упражнений для организации активного отдыха (походы,
экскурсии, игры).
Физическая
стабилизация –
использование физических упражнений в зрелом и старшем возрасте для поддержания
функций организма, предупреждения старения.
Спорт – профессиональная деятельность,
направленная на достижение максимальных результатов.
Регулярные занятия физической
культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека.
Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В
молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения
физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения
физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также
способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем
возрасте.
В зрелом возрасте физическая культура
нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний,
повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового
периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте занятия
физической культурой позволяют сохранять здоровья и активное долголетие,
замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических
заболеваний и возможные осложнения.
Основными средствами физического
воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические
упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для
физического совершенствования человека.
Многократно повторяемые физические
упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности
приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют
здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному
развитию.
Во все времена была известна польза
физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.
Так, греческий философ Аритстотель (IV
в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто
так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.
Французский врач Симон-Андре Тиссо
(XVIII в.) писал: «... движение как
таковое может заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здоров, придется
побегать, когда заболеешь».
В современных условиях развития нашего
общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение
продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10%
молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья,
продолжительность жизни сократилась на 7—9 лет, снижается производственный потенциал
общества.
Сегодня человек меньше двигается, а
значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны,
недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с
малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате
человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо
постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься
физической культурой и спортом.
2.
Основные требования безопасности во время занятий по гимнастике.
К занятиям гимнастикой допускаются
учащиеся с 1 класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике
безопасности, имеющие спортивную форму.
При проведении занятий по гимнастике
возможны следующие опасные факторы:
·
травмы
при падении со снарядов;
·
неудовлетворительное
состояние мест занятий, инвентаря и оборудования;
·
выполнение
упражнений без разминки.
Занятия по гимнастике в целях
безопасности следует проводить с соблюдением следующих требований:
·
надеть
спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
·
снять
знаки, броши, цепочки, кольца, ключи и т.д., в карманах не должно быть мелких и
острых предметов;
·
проверить
температурный режим и чистоту помещения;
проверить надёжность крепления
перекладины, опор гимнастического бревна, козла и коня, закрепление стопоров
жердей брусьев;
·
протереть
гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой;
·
в
местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их
поверхность была ровной;
·
сохранять
дисциплину и очерёдность в выполнении упражнений;
·
обеспечивать
само- и взаимостраховку.
3. Ваши действия по
оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.
Наложите повязку на плечо.
Травма – это нарушение целостности тканей
или органов под воздействием внешних факторов. Наиболее распространены при
занятиях физическими упражнениями следующие травмы:
Кожных покровов (потёртости, ссадины, ушибы, раны);
Связочного аппарата (растяжения, вывихи);
Костной системы (трещины, сколы, переломы).
Первая помощь при травмах во время
занятий физическими упражнениями может быть оказана на месте её получения самим
пострадавшим (самопомощь), его товарищем (взаимопомощь). Для этого необходимо
определить место, вид, степень полученной травмы и принять решение о действиях
по оказанию конкретной помощи.
Потёртости возникают в результате длительного
трения кожи об одежду, снаряжение или соприкосновения двух участков кожи.
Ссадина – поверхностное повреждение кожи
(эпидермиса), возникающее при резком трении о твердый предмет. (При спуске по
канату, при скользящем ударе о стойку или снаряд)
Ушиб – разрыв мелких кровеносных сосудов
без повреждения эпидермиса.
Рана – повреждение тканей с нарушением
целостности кожи или слизистой оболочки. Любая рана сопровождается кровотечением.
Первая помощь:
При
потертостях и ссадинах
·
очистить
3% раствором перекиси водорода;
·
наложить
повязку.
При
ушибах, вывихах, растяжениях:
·
холод;
·
иммобилизация;
·
госпитализация.
При
переломах:
·
остановить
кровотечение;
·
иммобилизация;
·
обезболивание;
·
госпитализация.
На
плечо накладывается простейшая спиралевидная повязка. Повязку
начинают и завершают фиксирующими круговыми турами бинта. Каждый
оборот бинта перекрывает предыдущий на 2/3 его ширины. Конечную часть бинта
заправляют под повязку, чтобы узел не беспокоил пострадавшего. После
наложения повязки проверяют вероятность её сползания и степень
закрытия раны.
|