Билет №
20
1.
Расскажите о физическом качестве «быстрота», с помощью каких упражнений
ее можно развивать.
2.
Основные нарушения правил игры в баскетбол.
3.
Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать,
продемонстрировать и оценить).
1.
Расскажите о физическом качестве «быстрота», с помощью каких упражнений
ее можно развивать.
Быстрота – способность выполнять
движения в минимально короткое время. Быстрота проявляется через совокупность
скоростных способностей. Она зависит от скорости проведения нервного импульса к
ЦНС, от химического состава мышечных волокон, от телосложения (соматотип).
Различают два вида быстроты двигательной
реакции: простая и сложная.
Быстрота простой двигательной реакции представляет
собой ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал
(зрительный, слуховой, тактильный).
Например: старт в беге на короткую дистанцию по выстрелу или
команде.
Быстрота сложной двигательной
реакции делится
на два вида:
—реакция
на движущийся объект (например на полет мяча);
—реакция
с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов
одного наиболее подходящего действия.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся
постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры,
единоборства).
Развитие быстроты —
это процесс повышения максимально возможной скорости сокращения мышц.
Быстрота по сравнению с другими физическими
качествами является самым трудно тренируемым качеством человека.
Наиболее благоприятным периодом для развития быстроты как у мальчиков, так и у девочек
является возраст от 7 до 11 лет.
Для развития быстроты применяются
упражнения, выполняемые с предельной, либо близкой к предельной
скоростью, а именно:
а) на быстроту двигательной реакции (например: старт
в беге на короткие дистанции из различных исходных положений по внезапно
возникающему звуковому сигналу, изменение движения или остановка по сигналу);
б) на скорость выполнения отдельных движений (например: удар по
мячу в нападающем ударе);
в) на скоростную выносливость (например: бег на 120-150 м).
г) упражнения комплексного (разностороннего) воздействия
(например: спортивные и подвижные игры, эстафеты).
д) скоростно-силовые
упражнения, т.е. упражнения, выполняемые в
высоком темпе с небольшим отягощением (например: движения руками с гантелями, как во время бега).
При
выполнении скоростных упражнений необходимо соблюдение
следующих правил:
по продолжительности они должны быть
кратковременными (8— 10с);
интервалы отдыха между повторениями
упражнения должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы
занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.
2. Основные нарушения
правил игры в баскетбол
В баскетбол играют две команды, в
каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить
в корзину соперника и помешать другой команде, овладеть мячом, и забросить его
в корзину.
Победителем в баскетболе становится
команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество
очков.
Игровая баскетбольная площадка должна
представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо
препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.
Баскетбольные щиты с корзиной должны
быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в
белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и
1,05 м по вертикали.
Баскетбольные кольца должны быть из
прочной стали, внутренний диаметр 45см, и укрепляются на высоте 3м 05см.
Баскетбольный мяч должен иметь
сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми
вставок и черных швов.
По правилам баскетбола игра состоит из
четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность
перерыва между половинами игры – пятнадцать минут. Если счет ничейный по
окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период
продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько
необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете.
Во время игры в баскетбол случаются
следующие нарушения правил: пробежка, неправильное ведение или двойное ведение
мяча, задержка мяча, нарушение 3 секунд, нарушение 5 секунд, нарушение 8
секунд, нарушение 24 секунд, возвращение мяча в тыловую зону, умышленная игра
ногой, неправильная игра руками, блокировка в нападении или защите, широко
расставленные локти, задержка игрока, толчок или столкновение (игрока без
мяча), столкновение (игрока с мячом), неспортивное поведение и др.
Пояснения по некоторым игровым
моментам
Например, за умышленную игру ногой или
кулаком мяч передаётся другой команде, случайный же удар по мячу ногой или
касание им ноги нарушением не является.
Правило ведения мяча предусматривает,
что ведение начинается, когда игрок, получивший контроль над мячом, бросает,
отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде чем
коснётся его другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок
касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или
обеих руках. Не существует ограничения на число шагов, которое игрок может
сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой. Игрок не должен вести
мяч второй раз после того, как его первое ведение завершено, если только это
происходит после потери контроля над мячом из-за: броска по корзине; отбивания
мяча соперником; передачи или случайной потери мяча, которого затем коснулся
или которого касался другой игрок.
Плотно опекаемый игрок (в пределах
одного нормального шага), который держит мяч, должен передать, бросить,
откатить или повести мяч в течение пяти секунд. Несоблюдение этого правила
является нарушением.
Официальные правила баскетбола
Международной Федерации Баскетбола - это большое стостраничное руководство, в
котором изложены все нюансы правил.
3.
Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать,
продемонстрировать и оценить).
Индивидуальный контроль (самоконтроль) – это
система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития,
физической работоспособности и их изменением под влиянием занятий физическими
упражнениями.
Физическое
развитие - процесс
формирования, развития и последующего изменения морфо-функциональных свойств
человеческого организма.
Физическое развитие - основной показатель здоровья человека. Считается, что при
нормальном физическом развитии организм меньше подвержен возникновению и
проявлению простудных, инфекционных и наследственных заболеваний.
Чаще всего физическое развитие
оценивают по антропометрическим данным. Это показатели роста, веса и окружности
грудной клетки. Полученные данные сравнивают со стандартом (центильные таблицы)
и определяют соматотип и гармоничность физического развития.
Данные мониторинга записываются в дневник
самоконтроля. Антропометрию проводят при рождении ребёнка, ежедневно до 10 дней
после рождения, ежемесячно до 1 года и один раз в год в последующие годы жизни.
Рост измеряют ростомером. Испытуемый
становится без обуви спиной к шкале и касается ёё пятками, ягодицами и
лопаткам. Накладывая бегунок ростомера на темя испытуемого, фиксируют показания
ростомера под бегунком.
Вес измеряют медицинскими весами, на
которые испытуемый встает без обуви и верхней одежды.
Окружность
грудной клетки
измеряют сантиметровой лентой. Сзади лента накладывается на нижний край лопаток
и соединяется спереди на уровне сосков.
Полученные данные находят в центильных
таблицах соответствия возрасту и определяют коридор. Цифры коридоров суммируют
и сравнивают.
Сумма цифр коридоров менее 9 –
микросоматический тип;
Сумма цифр коридоров от 10 до 14 – мезосоматический
тип;
Сумма цифр коридоров более 15 –
макросоматический тип;
Разница между коридорами не более 1 –
гармоничный;
Разница между коридорами не более 2 –
дисгармоничный;
Разница между коридорами более 2 –
резко дисгармоничный;
Мой
рост ____ см – это ___ коридор, вес - ____ кг, это - ____ коридор, окружность
грудной клетки - ____ коридор.
Оценка: (микро-, мезо-, макросоматический,
гармоничный, дисгармоничный, резко дисгармоничный соматотип.
|