Билет № 2
1.
Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?
2.
Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по
баскетболу, футболу, волейболу.
3.
Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно ее
формировать? Выполните несколько упражнений на формирование правильной осанки.
1.
Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?
Режим
дня – это
целесообразно организованный, соответствующий возрастным и профессиональным
особенностям распорядок деятельности, повторяющийся изо дня в день.
Основу режима дня положено учение о биоритмах. Биологический ритм – это
периодически повторяющиеся изменения физиологических процессов. Большинство
ритмов формируется в процессе индивидуального развития и имеют различную
периодичность. Примером служат колебания температуры тела, частоты
сердцебиения, артериального давления, работоспособности человека.
В течение суток работоспособность
человека меняется. Она имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Ночью работоспособность снижается, особенно в интервале от 1 до 3 часов. Одни
люди особенно энергично работают в первую половину дня, их называют
«жаворонки», другие – вечером. Это «совы». Третья группа людей способна
поддерживать работоспособность в любое время суток. Их называют «голуби» или
аритмики.
К основным элементам режима дня относят: сон,
питание, труд, отдых.
Сон. Потребность во сне зависти от
возраста, образа жизни, типа нервной системы, состояния здоровья. Сон ничем
нельзя заменить, он ничем не компенсируется. Недосыпание ведёт к переутомлению,
истощению нервной системы, развитию заболеваний. Школьникам 14-17 лет
необходимо ложиться спать не позднее 11 часов вечера и спать не менее 8 часов.
Питание.
Рационально
организованное питание снижает утомление, повышает работоспособность, быстрее
восстанавливаются силы. К моменту принятия пищи, повышается возбудимость
пищевого центра, выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ,
т.е. происходит функциональная настройка организма. Беспорядочное питание
приводит к заболеваниям.
Труд (умственный и физический). В трудовой
деятельности человека участвует весь организм. В эти часы повышается обмен
веществ, усиливается кровообращение, усиливаются психические процессы
(восприятие, память, внимание). Работа, выполняемая в определённое время, более
эффективна, организм рационально использует свои возможности, человек может
выполнить больший объем работы. В результате выполненной работы наступает
утомление. Утомление – это
нормальное состояние организма, играющее защитную роль. Снимает утомление – отдых.
Под отдыхом понимают состояние покоя
(при физическом утомлении) или активный отдых (при умственном утомлении). К
важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон.
Соблюдение режима дня решает следующие
задачи:
Обеспечивает поддержание высокого
уровня работоспособности;
Препятствует развитию хронических
заболеваний.
2.
Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по
баскетболу, футболу, волейболу.
К спортивным соревнованиям допускаются
учащиеся только основной медицинской группы, прошедшие дополнительно
медицинский осмотр накануне соревнований и ознакомленные с мерами безопасности.
Присутствие врача или медсестры на
соревнованиях обязательно. Должна быть медицинская аптечка, укомплектованная
необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой
медицинской помощи.
Наиболее типичные травмы: вывихи,
переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения коленного и
голеностопного суставов.
Чтобы исключить травмы, следует
придерживаться следующих рекомендаций:
·
соревнования
проводить на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих
требованиям правил игры;
·
все
участники должны быть в спортивной форме;
·
перед
игрой необходимо снять все украшения (браслеты, серьги, кольца и др.). Ногти на
руках должны быть коротко острижены.
·
очки
должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу;
·
во
время игры следует соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи,
преподавателя, тренера, капитана команды;
·
игра
должна проходить на сухой площадке;
·
все
острые и выступающие предметы должны быть загорожены гимнастическими матами или
ограждены;
·
не
только соревновательные, но и тренировочные игры должны проходить в
соответствии с правилами
·
во
время игры необходимо соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и
опасные приёмы;
·
перед
изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо
проделать несколько разминочных упражнений, обратив особое внимание на
мускулатуру пальцев. Перед игрой
обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и суставов;
·
во
время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками,
налокотниками и др.);
3.
Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно ее
формировать? Выполните несколько упражнений на формирование правильной осанки.
Осанка — это привычная поза непринужденно
стоящего человека. Формируется в период от 5 до 18 лет.
Осанка считается правильной, если
голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном
уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую
вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие изгибы: в
шейном и поясничном отделах (лордозы) и в грудном отделе (кифоз).
Нарушения
осанки:
сутуловатая (сведенные вперед, напряженно
поднятые плечи), лордотическая (увеличенный
поясничный изгиб, отставленный назад таз), выпрямленная
(сглаженные изгибы).
Сколиоз
– это болезнь, при
которой позвонки смещаются вправо или влево от своей оси. Единственный способ
исправления нарушений осанки и лечения сколиоза – это физические упражнения.
При нарушении осанки снижены
амортизационные способности нижних конечностей, внутренние органы сдавливаются,
сердце и легкие работают в стесненных условиях. Все это приводит к развитию
серьезных заболеваний ССС и ЖКТ.
Для профилактики и исправления
нарушений осанки используется целый комплекс физических упражнений для мышц
туловища;
Упражнения у стены (висы), с
гимнастической палкой, с грузом на голове, в положении лежа на спине и животе,
в положении упора на коленях и руках, полезны плавание брассом на груди и на
спине.
Упражнения на ощущение правильной
осанки:
1.
Встать
спиной к стене так, чтобы ее касались пятки, ягодицы, лопатки затылок. Стоять
10 – 15с. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10—30с.
2.
Стоя
у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
3.
Стоя
у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая
головы, спины и таза от стены.
Груз (мешочек, книгу) кладут на голову
(ближе ко лбу), что позволяет контролировать положение тела.
4.
В
положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до
противоположной стены и обратно, обойти стул, стол и т.д.
5.
Удерживая
груз на голове, медленно присесть и встать.
6.
Стоя
на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону, назад.
7.
Стоя
на одной ноге, другую согнуть и подтянуть к животу.
|