Билет № 16
1.
Расскажите о физическом качестве «выносливость», с помощью каких упражнений её
можно развивать.
2.
Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр.
3.
Раскройте основные приемы самомассажа и объясните, с какой целью они используются
в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
1.
Расскажите о физическом качестве «выносливость» и с помощью каких упражнений её
можно развивать.
Выносливость
- это способность противостоять
утомлению при продолжительной работе без снижения её эффективности.
Различают два вида выносливости –
общую и специальную.
Общая выносливость – способность человека выполнять
работу в течение длительного времени без видимых признаков утомления. Общая
выносливость играет существенную роль в жизнедеятельности человека и определяет
его физическое здоровье. Общая выносливость связана с работоспособностью.
Специальная выносливость – это способность к определённому
виду деятельности. Например: игровая выносливость скоростная выносливость,
силовая выносливость, координационная выносливость и т.д.
Для развития общей выносливости
используют физические упражнения, которые включают в работу большое количество
мышечных групп, которые существенно влияют на системы дыхания и кровообращения.
В процессе тренировки общей выносливости совершенствуется механизм усвоения
кислорода клетками крови.
Для развития общей выносливости
используют циклические упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью,
длительное время. Например:
Бег в течение 20 – 60мин;
Плавание 200м – 1 км;
Ходьба на лыжах 5 – 10 км;
Велосипедные гонки в течение 20 –
40мин и т.д.
Общая выносливость является основой
для развития специальной выносливости.
В режим тренировки включают
упражнения, которые по своим характеристикам повторяют или совпадают с основным
видом деятельности. Учитывают как физическую так и психологическую нагрузку.
Например:
Многократное пробегание коротких
отрезков дистанции (скоростная выносливость);
Несколько игр в день (игровая
выносливость);
Многократное выполнение прыжка в высоту
(прыжковая выносливость) и т.д.
Общая и специальная выносливость нужна
не только спортсменам. Она необходима в любой профессиональной деятельности
человека. Это объясняется тем, что между выносливостью и работоспособностью
существует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнить больший объём
работы (умственной и физической), меньше устают и меньше подвержены
психофизическим напряжениям (стрессам).
Правила при
развитии выносливости:
воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные
ощущения утомления;
постепенно увеличивать их длительность до наступления утомления:
повторять упражнения или игры после полного восстановления;
учитывать индивидуальный уровень тренированности.
2.
Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр
Спортивная
этика включает такие
понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и
достоинство, справедливость и культура поведения.
Спорт по своей сути глубоко гуманен.
Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество.
Спортивная этика включает и умение вести себя - признак внутренней
организованности, дисциплинированности. Спортсмен никогда, даже если ему
кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор при оценке
ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье.
Нравственно воспитанный человек не
позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже
если спортсмен знает, что всё равно проиграл. После проигрыша важно уметь
владеть собой. С достоинством отдавая должное мастерству соперника, поздравить
с победой. Вообще отношение к сопернику - показатель подлинной воспитанности
спортсмена. Нужно обладать выдержкой, чтобы не выразить досады от
неудовлетворённости партнёром, соперником.
Спортсмены должны соблюдать правила
спортивной этики во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По
просьбе или требованию догнавшего соперника немедленно уступить лыжню, а
обогнав идущего впереди, не замедлять ход, мешая ему идти и т. д.
Юный спортсмен много и настойчиво
работает над собой, овладевая знаниями, расширяя свой кругозор, приобретая
спортивные умения и навыки, улучшая свои результаты.
3.
Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните, с какой целью они
используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Самомассаж доступен всем. Его можно
проводить на уроке физической культуры и дома в свободное время. Самомассаж -
полезное и эффективное средство снижения утомления,
повышения работоспособности. Он
усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать все силы
организма после интенсивных физических нагрузок.
Можно массажировать только здоровую, чистую кожу чистыми и сухими руками. Самомассаж выполняется с
максимальным расслаблением мышц.
Основные приёмы
самомассажа применяются в порядке:
- поглаживание (выполняется одной или
двумя руками, им начинается и заканчивается массаж);
-
выжимание
(выполняется по тем же направлениям, что и поглаживание);
-
растирание
(производится по всем направлениям, особенно широко в области сустава);
- ударные приёмы:
поколачивание (лёгкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак), похлопывание
(лёгкие удары прямыми, расслабленными
пальцами со стороны мизинца), рубление (выполняется ребром кисти с широко
разведёнными и расслабленными пальцами);
- потряхивание (выполняется
большим пальцем и мизинцем, действует
успокаивающе).
Общее
время массажа
не должно превышать 10 мин. Сначала массаж делают легко, мягко, затем
постепенно увеличивают силу воздействия.
|