Билет № 15
1.
Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным
показателям оно оценивается?
2.
В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами
физической культуры?
3.
Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития
плоскостопия (требования к обуви; общеразвивающие, корригирующие и специальные
упражнения)? Расскажите и покажите несколько упражнений.
1. Что понимается под индивидуальным физическим
развитием, по каким основным показателям оно оценивается?
Физическое развитие - процесс формирования, развития и
последующего изменения морфо-функциональных свойств человеческого организма.
Основными
показателями физического развития человека являются:
1.
Показатели телосложения: рост, вес, окружность груди,
развитие мускулатуры, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют
биологические формы (морфологию) человека.
2.
Показатели развития физических качеств человека:
выносливость, силу, гибкость, быстроту и др. Эти показатели характеризуют
состояние костно-мышечной системы.
3.
Показатели функционирования систем организма: ЦНС, ССС,
ДС (дыхательной системы), ЖКТ, эндокринной системы (гормональной).
Физическое развитие человека зависит:
От наследственности
(тип нервной системы, телосложение, предрасположенность к заболеваниям,
склонность к определённому виду деятельности и др.) Фактор наследственности
определяет потенциальные возможности и предпосылки физического развития, но не
гарантирует их проявления.
От окружающей среды:
климато-географическая, социальная, культурная. К социальным условиям относят:
условия быта, труда, воспитания, материальная обеспеченность, качество питания.
Культурная среда предполагает определённый уровень усвоения знаний,
начитанность, духовное развитие.
От двигательной
активности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта,
которым он занимается, во многом определяют морфофункциональные показатели
физического развития.
Чаще всего физическое
развитие оценивают по антропометрическим данным. Это показатели роста, веса и
окружности грудной клетки. Полученные данные сравнивают со стандартом
(центильные таблицы) и определяют соматотип и гармоничность физического
развития.
Сумма цифр коридоров
менее 9 – микросоматический тип;
Сумма цифр коридоров
от 10 до 14 – мезосоматический тип;
Сумма цифр коридоров
более 15 – макросоматический тип;
Разница между
коридорами не более 1 – гармоничный;
Разница между
коридорами не более 2 – дисгармоничный;
Разница между
коридорами более 2 – резко дисгармоничный;
2. В чем заключается поддержание репродуктивной функции
человека средствами физической культуры?
Репродукция происходит от слова
воспроизведение. Репродукция биологическая — это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и
размножение. Репродуктивное здоровье можно определить как
основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их
способность создать и реализовать необходимые условия для рождения здорового
ребенка и воспитания здорового поколения, способного обеспечить социальную
безопасность и развитие общества.
Дети наследуют признаки
своих родителей, в том числе и признаки физического развития и здоровья.
Наследственность оказывает несомненное влияние на формы и функции организма, а
также на здоровье человека в целом. В частности, она обусловливает тип нервной
системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития.
Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет
потенциальные возможности или предпосылки хорошего или плохого физического
развития.
Занятия физическими
упражнениями родителей с целью укрепления своего здоровья и повышения
функциональных возможностей организма благоприятно сказываются на развитии их
будущих детей, на здоровье и устойчивости детского организма к неблагоприятным
факторам внешней среды.
Современная наука
установила, что для здоровья женщины полезны регулярные занятия физическими
упражнениями и во время беременности, причем не только в целях подготовки
организма к деторождению, но и для рождения здорового ребенка.
Во время беременности
отдают предпочтение прогулкам в лесу (сквере), самомассажу, гимнастическим
упражнениям. Беременным полезны дыхательная гимнастика, упражнения для
укрепления мышц брюшного пресса, мышц спины и упражнения на расслабление.
Употребление алкоголя и
курение угнетающе действуют на развитие будущего ребенка, ведут к ослаблению
его формирующего организма, к задержке его развития.
Пренебрежительное
отношение будущей матери к своему здоровью может обернуться негативными
последствиями как для нее самой, так и для ребенка: преждевременными и
искусственным родам, слабым здоровьем новорожденного, отклонениями в развитии
его физических и психических процессов и даже инвалидностью.
3. Какие профилактические меры надо соблюдать для
предупреждения развития плоскостопия?
Плоскостопие — опущение (уплощение) сводов стопы.
Плоскостопие чаще
всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы
и голени, которые обусловливают ее нормальный свод.
При деформации свода
стопы постепенно утрачивается рессорная
функция и амортизационная роль свода и внутренние органы подвергаются
резким толчкам при различных движениях (например ходьбе, беге).
Обнаружить
плоскостопие можно следующим образом. Нужно намочить ногу или смазать маслом, а
потом встать на лист бумаги, чтобы получить отпечаток формы стопы. Внешний
контур должен быть непрерывным, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая
полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Если полоса больше половины
ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.
Плоскостопие
встречается у школьников довольно часто Уплощение свода стопы (продольного или
поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли при
ходьбе и стоянии.
Для предупреждения развития
плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические
меры:
не носить слишком
тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная
высота каблука — не более 3-4см;
для уменьшения
деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять
корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
выполнять
общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей. Например, для
укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, применяются такие упражнения, как
круговые движения стоп, их сгибание и разгибание, обхват небольшого мяча (или
шарика) подошвенной поверхностью стоп, подскоки, ходьба на носках, наружном
крае стопы, ходьба и бег босиком по песку и гальке, плавание стилем кроль и др.
Примерные упражнения для профилактики и коррекции
плоскостопия следующие:
1. Ходьба на носках и
на пятках.
2. Ходьба на внешней
стороне стоп.
3. Ходьба на носках в
полуприседе.
4. Ходьба на носках
скрестным шагом.
5. Подъемы на
переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке
гимнастической стенки, с разным положением стоп:
а) параллелельно;
б) носки вместе,
пятки врозь;
в) носки врозь, пятки
вместе.
6. Перенесение
предмета с одного места на другое, захватив его пальцами.
7. Катание мяча
(палочки) серединой стопы, сидя на стуле.
8. Передвижение
вперёд, захватывая пальцами ног полотенце («гусеница»).
9. Ходьба боком и
прямо по гимнастической палке, канату.
10. Сидя на стуле, перекладывать
пальцами ног разбросанные на полу различные предметы (игрушки, карандаши,
ластик, пуговицы и т.д.)
|