Билет №
13
1.
Техника двигательного действия. Основные этапы ее формирования в процессе
самостоятельных занятий физической культурой.
2. Основные нарушения
правил во время игры в футбол.
3. Самоконтроль с
применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
1.
Техника двигательного действия. Основные этапы её формирования в процессе
самостоятельных занятий физической культурой.
Техника
физических упражнений
– это способ выполнения двигательного
действия, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно и эффективно.
Например, при передвижении на лыжах по пересеченной местности равнинные участки
преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под
уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы
на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно,
что техника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности,
что приводит к наиболее целесообразному и эффективному прохождению лыжной дистанции.
В любом физическом упражнении
(двигательном действии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали
техники.
Основа
техники — это состав
и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие.
Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег —
отталкивание — полет (преодоление планки) — приземление.
Ведущее
(главное) звено техники
— это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное
действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить
прыжок в длину, а без разбега можно.
Детали
техники — это
отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия,
которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например,
в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество
шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают
дистанцию, может быть одинаковым.
В практике физического воспитания
используются следующие критерии оценки эффективности техники физических
упражнений:
1) результативность физического
упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) разница между реальным результатом
и возможным;
3) параметры эталонной техники, когда
сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники.
Условно различают три этапа в
построении процесса освоения двигательного действия:
·
начальное разучивание;
·
углубленное, детализированное
разучивание;
·
закрепление и дальнейшее
совершенствование двигательного действия.
Целью первого этапа освоения
двигательного действия является изучение основы техники двигательного действия,
формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго - довести
первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного,
а третьего - обеспечить совершенное владение техникой действия в
соревновательных условиях. Разучивание двигательного действия начинают с
главного, ведущего звена техники.
2.
Основные нарушения правил игры в футбол
В инструкции о «Нарушении правил и недисциплинированном
поведении игроков» говорится о запрещённых приёмах игры, противоречащих самому
духу игры в футбол, о других нарушениях, ограничивающих действия игроков, а
также о нормах поведения футболистов на поле, нарушение которых квалифицируется
как недисциплинированное поведение, за что игроки и команда несут определённое
наказание.
Футбол игра атлетическая, и в
непосредственной борьбе за мяч в рамках правила игрокам разрешается применять
силовые приёмы, но лишь с тем, чтобы овладеть мячом. К таким приёмам относится
нападение на соперника, т.е. толчок соперника плечом в плечо или, если он
блокирует подход к мячу, в разрешённую область спины.
Перечень
нарушений правил,
умышленно совершённых одним из игроков, за которые команда наказывается
штрафным или 11-метровым ударом, можно разделить на две основные группы:
I.
Нарушения, связанные с игрой мячом руками.
II. Нарушения, связанные с неправильными
приёмами, допущенными в отношении соперника, а именно:
·
удар
или попытка ударить ногой соперника;
·
попытка
свалить соперника при помощи ноги (подножка), или наклонившись перед ним или за
ним;
·
прыжок
на соперника;
·
грубое
или опасное нападение на соперника;
·
толчок
плечом сзади не блокирующего соперника;
·
удар
или попытка ударить соперника рукой;
·
держание
соперника чем-либо (руками, ногами);
·
толчок
соперника руками, бедром.
За все перечисленные нарушения,
умышленно совершённые игроком команды в пределах своей штрафной площади,
противоположная команда получает право на 11-метровый удар. Как штрафной, так и
11-метровый удары назначаются независимо от того, где находился мяч в момент
нарушения, лишь бы он был в игре. В зависимости от серьёзности проступка игрок
получает предупреждение или удаляется с поля.
В случае если вратарь умышленно
бросает мяч в соперника, то вратарь удаляется с поля и назначается 11-метровый
удар.
К
недисциплинированному поведению игроков может относиться:
·
симуляция
повреждения;
·
помеха
выполнению свободного, штрафного и других ударов, вводящих мяч в игру;
·
умышленная
затяжка времени игры;
·
выражение
словами или жестом недовольства любым решением судьи;
·
окрики
соперника с тем, чтобы ввести его в заблуждение и самому овладеть мячом;
·
апелляция
к зрителям;
·
непристойные
и оскорбительные выражения и действия в адрес игроков, судей или любых других
лиц и т. д.
Нет нужды перечислять все возможные
случаи недисциплинированного поведения. Право оценивать поведение игрока на
поле и степень его виновности предоставлено только судье. В зависимости от
серьёзности проступка игрок получает предупреждение или удаляется с поля.
3.
Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать
и оценить).
Индивидуальный контроль (самоконтроль) – это система
наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической
работоспособности и их изменением под влиянием физических упражнений.
Если занимающийся физическими упражнениями неправильно
дозирует нагрузку, строит занятия без учёта условий труда, быта, состояния
здоровья, индивидуальных особенностей, то может отмечаться плохое самочувствие,
отсутствие желания тренироваться, снижение работоспособности. Такое состояние
наблюдается при перетренированности и отражается на функционировании всех
систем организма.
Для проведения индивидуального контроля используются
функциональные пробы с регистрацией и анализом ЧСС. Пульс даёт важную и
оперативную информацию о состоянии ССС. Нормой считается пульс 60-80 уд./мин.
Одной из самых распространенных функциональных проб
является проба Мартине с приседаниями.
Проба
1.
Измерить
ЧСС в покое.
2.
Выполнить
приседания с выносом рук вперёд в максимальном темпе за 30с.
3.
Считать
пульс в начале первой и в конце каждой минуты восстановления.
4.
Оценить
реакцию ССС на нагрузку.
Оценка
Восстановление к 3мин – хорошая
реакция на нагрузку;
К 4мин – удовлетворительная;
К 5 мин – неудовлетворительная.
Учащение пульса на 5-7 уд/мин в начале
1 мин считается нормой.
Неудовлетворительная оценка говорит о
слабой тренированности организма, перетренированности или начале заболевания.
|