Билет №
12
1. Физическая культура и
ее роль в формировании здорового образа жизни.
2.
Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и
подбора подводящих упражнений для ее самостоятельного освоения.
3.
Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность ее
самостоятельного разучивания.
1.
Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни.
Физическая
культура - часть
общей культуры общества. Она представляет собой совокупность материальных и
духовных ценностей, созданных и используемых человеком для формирования
гармонично развитой личности, готовой к труду и защите Родины.
Физическая культура включает
специальные научные знания, систему физического воспитания, развитие спорта и
уровень спортивных достижений.
Она охватывает область общественной и
личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха,
использования естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) в целях
оздоровления и закаливания организма.
Физическая
культура - основа
здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и
целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное
поддержание психического, физического и социального здоровья человека.
Средства физической культуры позволяют решать
все задачи физического воспитания, а именно:
1) оптимально развивать физические
качества;
2) укреплять и сохранять здоровье;
3) совершенствовать телосложение и
развивать физиологические функции;
4) сохранять высокий уровень общей
работоспособности на протяжении многих лет;
5) формировать различные жизненно
важные двигательные умения, навыки и др.
Основные
средства физической
культуры – это физические упражнения. Все многообразие физических упражнений
классифицируется:
·
По
анатомическому признаку (упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спины и
т.д.);
·
По
мощности (субмаксимальной, большой, умеренной и т.д.);
·
По
видам спорта (гимнастические, акробатические, игровые и т.д.);
·
По
механизмам энергообеспечения (аэробные и анаэробные);
·
По
характеру двигательного действия (циклические и ациклические).
·
На
развитие физических качеств (силовые, на гибкость, на выносливость и т.д.).
Вспомогательные
средства физического
воспитания — это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
В процессе физического воспитания оздоровительные
силы природы (солнце, воздух и вода)
используют по двум направлениям:
как
сопутствующие факторы,
создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс
физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют
активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями,
повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
как
относительно самостоятельные средства
оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные
процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха
и повышают эффект восстановительных процессов в организме.
К
гигиеническим факторам,
содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических
упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств
организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест
занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной
активности, режима питания и сна.
2.
Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и
подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения.
Обычно спортсмен перед прыжком
способом «перешагивания» располагается справа или слева от стоек под углом 35 -
40°, в зависимости от того, какая у него толчковая нога (отталкивание
выполняется дальней от планки ногой).
Прыжок в высоту с разбега способом
«перешагивание» состоит из четырёх фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, переход через планку и приземление.
Ускоряющийся разбег с 7-9 шагов завершается отталкиванием ноги с пятки на носок
по линии разбега. При этом перед отталкиванием предпоследний шаг удлиняется, а
последний укорачивается, что позволяет вывести таз и продвинуть тело на
толчковую ногу. Руки на замахе отводятся назад через стороны, и из этого
положения выполняется быстрое движение маховой ноги вверх с выносом согнутых в
локтевых суставах рук вверх. В полёте некоторое время прыгун сохраняет
вертикальное положение и, достигнув высшей точки взлёта, выполняет быстрое
движение маховой ногой вдоль планки. Сначала маховая нога переносится через
планку, а затем, после опускания её за планку - толчковая, при этом туловище
наклоняется вперёд к планке. Толчковая нога переносится через планку
дугообразным движением с повёрнутой стопой наружу, и это помогает повернуть
туловище при переходе через планку в сторону планки и отвести таз за неё.
Приземляться нужно на маховую ногу, с последующей постановкой толчковой ноги.
Перед выполнением прыжков в высоту с
разбега надо подготовить место для приземления - уложить маты, чтобы они не
разъезжались, не располагались вблизи стены или снарядов. Нельзя перебегать
дорогу учащемуся, который выполняет прыжок.
Прежде чем приступить к прыжкам в
высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка в целом. Затем
опробовать прыжок через планку, установленную на небольшой высоте (50-60см).
Подводящие
упражнения для самостоятельного освоения:
1.
Полуприседания
и приседания.
2.
Приседание
на одной ноге в положении «Пистолет».
3.
Движения
маховой ногой, стоя у гимнастической стенки.
4.
Упражнение
«Мячик» (прыжки из низкого приседа вверх-вперёд).
5.
Выполнение
маха ногой и руками с подскоком вверх из и.п., стоя на толчковой ноге, маховая
сзади на носке, руки отведены назад.
6.
Прыжок
с доставанием предмета, отталкиваясь одной ногой.
7.
Прыжок
вверх в сочетании с маховой ногой из и.п., стоя на согнутой маховой ноге,
толчковая впереди на пятке, руки отведены назад.
8.
Прыжки
через препятствия разной высоты.
9.
Переход
через планку с места, стоя в и.п. на толчковой ноге.
10. Прыжок в высоту способом
«перешагивание» с одного шага разбега.
11. То же (последовательно) с трёх, пяти,
семи, девяти шагов разбега.
3.
Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её
самостоятельного разучивания.
Элементы (упражнения) для
самостоятельного составления и разучивания акробатической комбинации
Для
мальчиков: кувырок
вперёд и назад; стойка на лопатках («берёзка»); «мост» из положения лёжа, стоя
с помощью или без помощи; два кувырка вперёд слитно; кувырок назад в стойку на
одном колене, «полушпагат»; стойка на голове и руках из удобного исходного
положения с согнутыми ногами, с прямыми ногами и из упора присев силой; кувырок
вперёд в стойку на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; кувырок назад в упор
стоя ноги врозь; длинный кувырок вперёд с места и с трёх шагов разбега и др.
Для
девочек: кувырок
вперёд и назад; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа, стоя с помощью
или без помощи и поворот в упор стоя на одном колене; два кувырка вперёд слитно;
кувырок назад в стойку на одном колене, «полушпагат»; кувырок вперёд в стойку
на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; равновесие на одной, выпад вперёд,
кувырок вперёд и др.
Произвольная
акробатическая комбинация из четырёх - восьми освоенных упражнений
(элементов).
Примерные
сочетания для мальчиков.
И.п. - основная стойка (о.с.). Кувырок
в длину с разбега, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор
присев, вернуться в исходное положение (и.п.).
И. п. - старт пловца. Длинный кувырок
вперёд, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор присев,
перекатом назад, стойка на лопатках с опорой (держать), перекатом вперёд – о.с.
И.п. - о.с. Сед с прямыми ногами и
кувырок назад в упор присев, стойка на голове и руках с прямыми ногами (держать),
упор присев. Прыжок вверх прогнувшись с возвращением в и. п.
И.п. - стойка на правой ноге, левая
вперёд-вниз, руки вперёд.
Шаг левой вперёд с постановкой рук
перед левой, махом правой и толчком левой стойка на руках с поддержкой, сгибая
руки кувырок вперёд в присед, руки вперёд, из упора присев стойка на голове и
руках силой, упор присев с возвращением в основную стойку.
Примерные
сочетания для девочек.
И.п. - о.с. Упор присев, перекатом
назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперёд упор присев, кувырок назад
в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в и.п.
И.п. - стойка ноги врозь. Опускание на
«мост» (с поддержкой), поворот налево (направо) вокруг левой (правой) руки в
упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с
приземлением в основную стойку.
И. п. - присед руки вперёд. Кувырок
вперёд в положение лёжа на спине, «мост» (держать), поворот вокруг левой
(правой) руки в упор стоя на коленях, полушпагат на левой (правой) ноге, руки в
стороны; опираясь руками о пол, толчком левой (правой) упор присев, кувырок
назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную
стойку.
И.п. - старт пловца. Кувырок вперёд в
присед руки вперёд, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с
приземлением в основную стойку.
|