Билет №
11
1.
Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в
России и мире.
2.
Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по
формированию культуры движений и телосложения.
3.
Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)? Какие формы
индивидуального контроля вы используете, каким образом анализируете полученные
данные?
1.
Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в
России и мире.
Российские спортсмены стояли у истоков
возрождения Олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших
новую эру Олимпийского движения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил
физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему.
Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи
которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и
оказание им необходимого содействия. В первых трёх Олимпиадах наши спортсмены
участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV
Олимпиады (1908). Первым русским Олимпийским чемпионом стал Н.А. Панин-Коломенкин в фигурном катании.
Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911г. Интересен тот факт,
что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912г. награды победителям вручали король
Швеции Густав и российский царь Николай II.
Вступление в Олимпийское движение
советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинкской Олимпиаде в
1952г.ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты
нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной
гимнастике, Лидия Скобликова - 6
золотых медалей в беге на коньках, Галина
Кулакова - 4 золотые медали в лыжных гонках.
По предложению СССР с 1973г. вновь
стали созываться Олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения
государственных гимнов и подъёма национальных флагов при награждении
победителей Олимпийских игр. После завершения спортивной карьеры спортсмены становятся
тренерами, общественными и государственными деятелями, учёными в области
физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавлял Российскую
федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации;
Виктор Игуменов (греко-римская
борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов
(лёгкая атлетика) стали видными учёными. Олимпийцы России достойно приняли
эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших спортсменов
планеты. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета
нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело
развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что
организация XXII летних Олимпийских игр
в 1980г была поручена г. Москве и проведение
предстоящих XXII зимних Олимпийских игр
2014г. в г. Сочи.
Президент
МОК – Жак Рогге (Франция) с июля 2001, сменил Хуна Антонио Самаранча
Президент
НОК России – Александр Дмитриевич Жуков (с 2010г) после отставки Леонида Тягачёва
(горно-лыжный спорт) (2001 – 2010гг)
Министр
спорта, туризма и молодежной политики – Виталий Мутко.
2.
Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по
формированию культуры движений и телосложения.
К современным спортивно-оздоровительным
системам физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения
относятся: ритмическая (аэробная)
гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, велоаэробика, аквааэробика, бодибилдинг
(атлетическая гимнастика) и др.
Ритмическая
гимнастика (аэробная
гимнастика) — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности,
основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и
танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку
преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для
объяснения упражнений).
Ритмическая гимнастика развивает силу
и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, развивает чувство
ритма, способствует развитию грациозности, свободы движений, повышает
физическую работоспособность.
Выполнение комплексов ритмической
гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса 150-300 г
за одно занятие. Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без
сочетания с правильной диетой. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем
расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.
Шейпинг
— это система
физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию
фигуры и улучшение функционального состояния организма. Шейпинг-тренировка
представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружающих различные
группы мышц. Они прорабатываются многократным повторением циклических
упражнений выполнять которые следует в умеренном темпе до упора (до
максимальной нагрузки). Первый этап шейпинг-занятий — упражнения, направленные
на уменьшение жировых отложений (для этого индивидуально рассчитываются
оптимальные режимы тренировки и питания). Второй этап — увеличение мышечного
объема в нужных местах, чтобы фигура приобрела красивые, изящные формы.
Степ-аэробика — это система физических упражнений с
использованием степ-платформы с изменяемой высотой. Обычная высота
степ-платформ 15—30 см (для начинающих 15—20 см), ширина — около 50см.
Платформы изготовляют из плотного полиэтилена, который выдерживает нагрузку
около 600кг. Выполняя под музыку различные шаги (подъем-спуск), танцевальные
движения, быстрые переходы, часто меняя ритм и направление движений, можно
получить нагрузку, равноценную беговой тренировке. А чтобы выжать больше пота и
сжечь больше жира, можно взять в руки гантели. Упражнения на степ-платформе
довольно просты, их могут выполнять люди разного возраста и уровня физической
подготовленности. Степ-аэробика эффективна для коррекции формы голени, бедер и
ягодиц. При регулярных занятиях улучшается работа сердечно-сосудистой системы,
повышается выносливость.
Велоаэробика — это динамичная тренировка на
велотренажере под музыку и видеосопровождение. На экране монитора крутые горные
подъемы сменяются пологими спусками или извилистыми лесными дорожками,
создающими эффект присутствия. «Велосипедист» пытается на велотренажере
преодолеть видеопрепятствия. Велоаэробика незаменима для полных людей, она
разгружает суставы и прекрасно сгоняет лишний жир (расход энергии доходит до 19
ккал/мин).
Аквааэробика — это система физических упражнений в
воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики,
стретчинга, силовые упражнения. Аквааэробика построена на преодолении
сопротивления воды, что дает дополнительную нагрузку и создает эффект
тренировки с отягощением. Это способствует более эффективному снижению веса,
повышает выносливость и улучшает координацию движений. Идеальная глубина для
занятий аквааэробикой — метр-полтора. Для занятий используются специальные
приспособления: аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении
на глубокой воде, акваперчатки (похожи на лягушечьи лапки), аквагантели и
акваштанги, аквастеп, эластичные бинты, ласты, дощечки, обручи, отягощения,
закрепленные на запястьях или лодыжках. Все они позволяют выполнять в воде
самые разные упражнения (ходьба, бег, прыжки и подскоки в разных направлениях,
махи руками и ногами, танцевальные шаги и др.).
Аквааэробика улучшает деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развивает физические качества
(выносливость, гибкость, силу и координацию); способствует коррекции
телосложения; повышает уровень работоспобности; оказывает положительное влияние
на психику человека.
Бодибилдинг
(«строительство»
тела) — это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья,
развитие силы и создание красивого, гармоничного телосложения.
Внешний эффект силовых упражнений
выражается в соответствующих изменениях форм телосложения, осанки. Внутренний
эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня
жизненоважных функций организма и осуществления двигательной активности.
Специфический режим мышечной активности в сочетании с рациональным питанием
способствует усилению белкового обмена, улучшению кровоснабжения мышц,
утолщению мышечных волокон. Наряду с рабочей гипертрофией мышц происходит
увеличение капиллярной сети, снижение кровяного давления, уменьшение отложений
холестерина на стенках сосудов, освобождение от излишних жировых накоплений,
повышение мышечного тонуса и улучшение самочувствия.
В настоящее время в оздоровительной
физической культуре широкое применение получили различные тренажеры и тренажерные устройства, которые помогают избавиться от
лишнего веса, приобрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу и развить
выносливость. Такие тренажеры называют «аэробными», поскольку во время занятий
на них происходит интенсивный кислородный обмен. К ним относятся: велотренажеры (ременные, магнитные), велоэргометры,
беговые дорожки.
В последнее время все большую
популярность завоевывают «беговые дорожки». В первую очередь это связано с тем,
что в больших городах загазованность воздуха настолько велика, что вреда от
бега на открытом воздухе может быть больше, чем пользы. Во-вторых, беговые
дорожки, как правило, содержат мини-компьютер, выдающий полезную информацию
(пройденное расстояние, скорость, число израсходованных калорий и др.). Но
самое главное, что эти тренажеры играют роль «домашнего» тренера.
Компьютер оживляет тренировки: на
мониторе изображаются различные ландшафты, делающие занятия эмоционально
привлекательными.
«Беговые дорожки» бывают двух основных
типов: механические и электрические. Встав на дорожку и перебирая ногами,
занимающийся тем самым приводит в движение беговое полотно, компьютер выводит
на небольшой дисплей лишь самые основные показания: скорость движения,
расстояние, время тренировки, количество сжигаемых калорий.
Уровень нагрузки устанавливается, как
правило, с помощью изменения угла наклона бегового плотна, а в некоторых
моделях реализована возможность притормаживания полотна с использованием
магнитной системы нагружения (эти тренажеры называют «магнитными»).
3. Для чего нужен
дневник самоконтроля (самонаблюдения)? Какие формы индивидуального контроля вы
используете, каким образом анализируете полученные данные?
Дневник самоконтроля нужен для
отслеживания (мониторинг) физического развития и функциональных возможностей
организма, контроля за состоянием здоровья. В дневнике самоконтроля
записываются антропометрические данные, показания функционального состояния
организма, результаты физической подготовленности, субъективная оценка о
самочувствии, аппетите, сне и т.д. Дневник надо периодически показывать учителю
физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам,
корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать
в дневник и свои спортивные достижения. Они тоже отражают состояние организма.
Для того чтобы убедиться, что занятия
физическими упражнениями улучшают двигательные качества, надо выполнить
специальные контрольные упражнения (тесты):
прыжок
в длину с места;
наклоны
из положения стоя или сидя;
прыжки
со скакалкой;
подтягивание
из виса (мальчики) и из виса лёжа (девочки);
бег
на 2000м.
Можно добавить и другие тесты.
Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие
проверки проводят в сентябре и мае. Проверить себя можно на уроках в школе или
во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля желательно
сохранить на все годы учёбы в школе и записывать в неё все свои результаты
каждого контрольного испытания. Очень важно научиться контролировать самого
себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае,
если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает
соблюсти это условие.
Содержание дневника самоконтроля
(примерное)
Антропометрия
|
В начале учебного
года
|
В конце учебного
года
|
Функциональные показатели
|
В начале учебного
года
|
В конце учебного года
|
1.
Рост (см)
|
|
|
1. ЧСС
|
|
|
2.
Вес (кг)
|
|
|
2. АД
|
|
|
3.
Окружность грудной клетки (см)
|
|
|
3. Проба Штанге, Генче
|
|
|
Физическая подготовленность
|
В начале учебного
года
|
В конце учебного
года
|
Показатели здоровья
|
В начале учебного
года
|
В конце учебного
года
|
1.
Прыжок в длину с места (см)
|
|
|
1.Работоспособность
|
|
|
2.
Наклон вперёд из положения сидя (см)
|
|
|
2.
Сон
|
|
|
3.
Прыжки со скакалкой (кол-во раз)
|
|
|
3.
Аппетит
|
|
|
4.
Подтягивание из виса (м), из виса лёжа (д)
(кол-во
раз)
|
|
|
4.
Настроение
|
|
|
5.
Бег 2000м (м, с)
|
|
|
5.
Заболеваемость (диагноз, дата)
|
|
|
|